Муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 13 имени героя Советского Союза А.П. Маресьева г. Орла
 
Фотографии
Мероприятия и соревнования
День России
Очумелые ручки наших  ребят
Муравьи-путешественники

Инклюзивное образование в начальной школе

    Инклюзивное образование в начальной школе – что это?

    Одна из самых важных, самых ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть включённым, открытым для всех. И не просто открытым, а специальным образом настроенным на каждого.

    Инклюзивное образование – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребёнка, независимо от его особых нужд и потребностей. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа для детей, какими бы они ни были, а не на оборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе.

    Инклюзивное образование стремиться развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети индивидуумы с различными потребностями в обучении. Оно старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

    Основные принципы инклюзивного обучения:

    · ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

    · каждый человек способен чувствовать и думать;

    · каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

    · все люди нуждаются друг в друге;

    · подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

    · все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

    · для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    · разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования колоссальна. Как учитель он может организовать учебный процесс таким образом, чтобы знание было усвоено и присвоено каждым учеником класса, независимо от его способностей и особых потребностей. Как классный руководитель он может создать в классе климат доверия и принятия, в которых раскрылись бы лучшие стороны каждого ученика и сильные стороны характера каждого ребёнка.

    Проведение в жизнь идеи инклюзии, изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии – задача сложная. Идея включения требует от нас не только "включить", но и «включиться» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей.

    Безусловно, дети обучаются все вместе. Невозможно ничем заменить общение детей друг с другом, им это просто необходимо. Наличие даже одного ребёнка с ОВЗ в классе изменяет деятельность учителя, так как на уроке необходимо организовать несколько видов учебных ситуаций:

    · индивидуальная работа учеников по освоению определённой части материала с помощью различных дидактических и технических средств;

    · учебная деятельность учащихся в подгруппах и парах;

    · непосредственная работа учащихся с ОВЗ.

    Введение парной организационной формы на разных этапах процесса усвоения, реализуемого в уроке, позволяет повысить степень завершённости в реализации каждого этапа урока и включить больше число учащихся в учебный процесс. Тем самым возрастает число учебных ситуаций, в которых благодаря переводу части действий в речевые фазы усвоения, ученики могут запомнить учебный материал более осознанно и успешно.

    Главным воспитательным ресурсом для детей с ОВЗ является то, что они оказываются в такой же социальной среде, как и другие дети, их сверстники, не имеющие ограничений. Дети с ОВЗ приобретают возможность получения широкого социального опыта, установления контактов с различными людьми, включая сверстников, опыта принятия и отвержения в коллективе, формирование симпатий и антипатий, короче, они обретают среду, отличную от узких рамок семьи.

    Отношение детей друг к другу с ОВЗ, особенно в начальной школе, опосредованно отношением взрослых, то есть учителей. Норму отношения к детям с ОВЗ, включённым в образовательный процесс, поначалу задаёт учитель. Отношения должны строится, во – первых, на правде, во – вторых, на продвижении учителем идеи, что, хотя все и находятся в одном классе, каждый движется по своей траектории, в том темпе, в котором может двигаться. Поэтому в отдельные моменты кто-то обязательно отстаёт, кто-то опережает других. Так на место конкуренции заступает ценность движения каждого по своей индивидуальной траектории. Ошибки и трудности начинают рассматриваться как неизбежные спутники нормального образовательного процесса.

    И в этом есть огромный воспитательный потенциал: дети начинают сравнивать себя не друг с другом, а с самим собой. Главное не побеждать в конкуренции с соседом по парте, а одержать победу над собой, преодолевать свои собственные учебные трудности, ликвидировать собственные пробелы, реализовывать свои интересы, а не утверждаться за счёт унижения других. Такой психологический климат значительно здоровее и полезнее для всех участников образовательного процесса без исключения.




    Версия для слабовидящих

    Навигация