Инклюзивное образование в начальной школе – что это?
Одна из самых важных, самых
ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном
образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению
становится инклюзивным, то есть включённым, открытым для всех. И не просто
открытым, а специальным образом настроенным на каждого.
Инклюзивное образование – особый
подход к построению общего образования, который подразумевает доступность
образования для каждого ребёнка, независимо от его особых нужд и потребностей.
В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа для детей, какими
бы они ни были, а не на оборот, дети особым образом должны готовиться и самое
главное – подходить школе.
Инклюзивное образование
стремиться развить методологию, направленную на детей и признающую, что все
дети индивидуумы с различными потребностями в обучении. Оно старается
разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для
удовлетворения различных потребностей в обучении.
Основные принципы
инклюзивного обучения:
·
ценность
человека не зависит от его способностей и достижений;
·
каждый
человек способен чувствовать и думать;
·
каждый
человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
·
все
люди нуждаются друг в друге;
·
подлинное
образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
·
все
люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
·
для
всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут;
·
разнообразие
усиливает все стороны жизни человека.
Роль педагога в воплощении
принципов инклюзивного образования колоссальна. Как учитель он может организовать
учебный процесс таким образом, чтобы знание было усвоено и присвоено каждым
учеником класса, независимо от его способностей и особых потребностей. Как
классный руководитель он может создать в классе климат доверия и принятия, в
которых раскрылись бы лучшие стороны каждого ученика и сильные стороны
характера каждого ребёнка.
Проведение в жизнь идеи инклюзии,
изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии –
задача сложная. Идея включения требует от нас не только «включить», но и
«включиться» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для
общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и
отличия других людей.
Безусловно, дети обучаются все
вместе. Невозможно ничем заменить общение детей друг с другом, им это просто
необходимо. Наличие даже одного ребёнка с ОВЗ в классе изменяет деятельность
учителя, так как на уроке необходимо организовать несколько видов учебных
ситуаций:
·
индивидуальная
работа учеников по освоению определённой части материала с помощью различных
дидактических и технических средств;
·
учебная
деятельность учащихся в подгруппах и парах;
·
непосредственная
работа учащихся с ОВЗ.
Введение парной организационной
формы на разных этапах процесса усвоения, реализуемого в уроке, позволяет
повысить степень завершённости в реализации каждого этапа урока и включить
больше число учащихся в учебный процесс. Тем самым возрастает число учебных
ситуаций, в которых благодаря переводу части действий в речевые фазы усвоения,
ученики могут запомнить учебный материал более осознанно и успешно.
Главным воспитательным ресурсом
для детей с ОВЗ является то, что они оказываются в такой же социальной среде,
как и другие дети, их сверстники, не имеющие ограничений. Дети с ОВЗ
приобретают возможность получения широкого социального опыта, установления
контактов с различными людьми, включая сверстников, опыта принятия и отвержения
в коллективе, формирование симпатий и антипатий, короче, они обретают среду,
отличную от узких рамок семьи.
Отношение детей друг к другу с
ОВЗ, особенно в начальной школе, опосредованно отношением взрослых, то есть
учителей. Норму отношения к детям с ОВЗ, включённым в образовательный процесс,
поначалу задаёт учитель. Отношения должны строится, во – первых, на правде, во
– вторых, на продвижении учителем идеи, что, хотя все и находятся в одном
классе, каждый движется по своей траектории, в том темпе, в котором может
двигаться. Поэтому в отдельные моменты кто-то обязательно отстаёт, кто-то
опережает других. Так на место конкуренции заступает ценность движения каждого
по своей индивидуальной траектории. Ошибки и трудности начинают рассматриваться
как неизбежные спутники нормального образовательного процесса.
И в этом есть огромный
воспитательный потенциал: дети начинают сравнивать себя не друг с другом, а с
самим собой. Главное не побеждать в конкуренции с соседом по парте, а одержать
победу над собой, преодолевать свои собственные учебные трудности, ликвидировать
собственные пробелы, реализовывать свои интересы, а не утверждаться за счёт
унижения других. Такой психологический климат значительно здоровее и полезнее
для всех участников образовательного процесса без исключения.