Муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 13 имени героя Советского Союза А.П. Маресьева г. Орла
 
Фотографии
Движение это залог здоровья, долголетия
Наши отряды
Очумелые ручки наших  ребят
Эксклюзивная визитка нашего
День России

Программа социального тренинга для младших подростков

"Я - это интересно"

 

 

Актуальность и научное обоснование

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. "Отрыв" от детства и приближение подростков к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают их от младших школьников. Прежде всего по-иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более и менее спокойный и равномерный характер. В противоположность этому физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со, своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

Обучение в шестом классе у многих подростков совпадает с началом кризиса переходного возраста. Важнейшей задачей этого жизненного этапа является поиск себя, узнавание своего Я. Подросток словно заново знакомится с самим собой, делает открытие, что Я — это не только внешние характеристики, но и неповторимый внутренний мир с уникальными мыслями, чувствами, надеждами и желаниями. Основной задачей и главным интересом человека в этот период является познание самого себя. Анна Фрейд писала по этому поводу: «Подростки ... считают себя... единственным предметом, достойным интереса».
Одной из задач тренинговых занятий цикла «Я — это интересно» является помощь шестикласснику в поисках ответов на главные вопросы о самом себе: кто я, какой я, каким меня видят другие. Занятия посвящены развитию навыков планирования на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом своих возможностей, умению минимизировать риск в опасных жизненных ситуациях, конструктивно решать житейские конфликты. Полученный опыт способствует формированию адекватной самооценки, снижению тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.

Целевая группа программных мероприятий: подростки 11-15 лет

 

Для реализации мероприятий по программе важны следующие термины:

социальная дезадаптация — использование несовершеннолетним деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации;

становление личности — процесс развития и формирования системы ценностей, личностных смыслов и основанных на них эффективных жизненных стратегий;

самореализация личности — процесс поиска и реализации личностных смыслов и жизненного потенциала;

подросток — несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.

 

Цель программы: формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.

Задачи:

развить у участников занятий коммуникативные качества; сформировать умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей; сформировать чувства принадлежности несовершеннолетнего к группе; создать безопасную среду для апробации новых форм поведения и самореализации личности; познакомить подростков с новыми формами поведения и с самим собой; обучить участников эффективным стратегиям и способам поведения;

 

Срок реализации программы: учебный год.

 

Количество занятий в неделю: индивидуально

Тематическое планирование:

 

Тема

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

Методическое обеспечение

Специалист

1

Давайте вспомним.

Правила поведения группы.

Знакомство с участниками занятий, принятие правил работы в группе, создание положительного эмоционального фона.

1

Урок-тренинг

Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.

 

Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.

 

Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.

 

Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.

 

Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.

 

Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.

 

Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.

 

Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.

 

Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.

 

Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.

 

Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.

 

Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.

 

Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.

 

Киршаева Т.В.

2

Я расту, я меняюсь.

Актуализировать представления о подростковом возрасте как особом этапе в жизни человека; развивать умение видеть причины изменений в своем физическом и эмоциональном состоянии, понимать временный характер их негативных проявлений, стремление научиться управлять своими эмоциями и поведением; помочь осмыслить место подросткового возраста в жизни человека.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

3.

Я - «сова» или «жаворонок».

Актуализировать представления о биоритмах человека и связанных с этим индивидуальных особенностях людей; познакомиться с особенностями собственной работоспособности на основе теппинг-теста; отработать умение учитывать индивидуальные особенности при планировании своей деятельности.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

4.

Я - уверенный, неуверенный или грубый?

Развивать умение дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей; формировать убеждения в преимуществах уверенного поведения, стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым; осмыслить полученный опыт.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

5.

Я и моя безопасность.

Актуализировать личный опыт, связанный с типовыми опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением; развивать стремление избегать или минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения; формировать убеждения, что соблюдение принятых правил поведения может являться гарантией безопасности; осмыслить полученный опыт и отработать алгоритм поведения в опасных ситуациях.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

6.

Я и конфликты.

Развивать представления о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала; показать возможность разрешения большинства житейских разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

7.

Я, мои одноклассники и одноклассницы

Актуализировать представления об особенностях привычек, взглядов, вкусов, позиций, поведения, деятельности людей, обусловленных половыми различиями; развивать умение сотрудничать, учитывая эти особенности; осмыслить полученный опыт.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

8.

Я, мои успехи и мои неудачи.

Развивать представления о взаимосвязи личных качеств с жизненными успехами и неудачами людей; формировать убеждения, что успех в учебе и других делах зависит, прежде от труда и упорства; повышать уверенность в своих силах, повышать самооценки.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

9.

Кто я? Какой я?

Развивать представления о многогранности человеческой индивидуальности, умение анализировать и обобщать свой опыт; сравнить собственные представления о себе с представлениями других.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

10.

Я сегодня, я завтра.

Развивать позитивные представления участников об их персональном будущем, убеждения, что человек способен влиять на свое будущее; обобщить полученный опыт, снизить тревожность.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

11.

Итоговое занятие.

Обобщить накопленный опыт взаимодействия, самопознания на тренинге-испытании

1

Урок-тренинг-испытание

Киршаева Т.В.

 

Ожидаемые конечные результаты:

· создать благоприятные условия для раскрытия творческого, социального потенциала участников;

· научить понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей;

· научить способам выхода из конфликтных ситуаций, способам слушания и выражения своих чувств;

· научить навыкам безопасного поведения.