Муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 13 имени героя Советского Союза А.П. Маресьева г. Орла
 
Фотографии
Наши отряды
День РОССИИ
Очумелые ручки наших  ребят

Программа социального тренинга для младших подростков

"Я - это интересно"

 

 

Актуальность и научное обоснование

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. "Отрыв" от детства и приближение подростков к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают их от младших школьников. Прежде всего по-иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более и менее спокойный и равномерный характер. В противоположность этому физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со, своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

Обучение в шестом классе у многих подростков совпадает с началом кризиса переходного возраста. Важнейшей задачей этого жизненного этапа является поиск себя, узнавание своего Я. Подросток словно заново знакомится с самим собой, делает открытие, что Я — это не только внешние характеристики, но и неповторимый внутренний мир с уникальными мыслями, чувствами, надеждами и желаниями. Основной задачей и главным интересом человека в этот период является познание самого себя. Анна Фрейд писала по этому поводу: «Подростки ... считают себя... единственным предметом, достойным интереса».
Одной из задач тренинговых занятий цикла «Я — это интересно» является помощь шестикласснику в поисках ответов на главные вопросы о самом себе: кто я, какой я, каким меня видят другие. Занятия посвящены развитию навыков планирования на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом своих возможностей, умению минимизировать риск в опасных жизненных ситуациях, конструктивно решать житейские конфликты. Полученный опыт способствует формированию адекватной самооценки, снижению тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.

Целевая группа программных мероприятий: подростки 11-15 лет

 

Для реализации мероприятий по программе важны следующие термины:

социальная дезадаптация — использование несовершеннолетним деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации;

становление личности — процесс развития и формирования системы ценностей, личностных смыслов и основанных на них эффективных жизненных стратегий;

самореализация личности — процесс поиска и реализации личностных смыслов и жизненного потенциала;

подросток — несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.

 

Цель программы: формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.

Задачи:

развить у участников занятий коммуникативные качества; сформировать умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей; сформировать чувства принадлежности несовершеннолетнего к группе; создать безопасную среду для апробации новых форм поведения и самореализации личности; познакомить подростков с новыми формами поведения и с самим собой; обучить участников эффективным стратегиям и способам поведения;

 

Срок реализации программы: учебный год.

 

Количество занятий в неделю: индивидуально

Тематическое планирование:

 

Тема

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

Методическое обеспечение

Специалист

1

Давайте вспомним.

Правила поведения группы.

Знакомство с участниками занятий, принятие правил работы в группе, создание положительного эмоционального фона.

1

Урок-тренинг

Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.

 

Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.

 

Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.

 

Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.

 

Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.

 

Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.

 

Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.

 

Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.

 

Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.

 

Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.

 

Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.

 

Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.

 

Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.

 

Киршаева Т.В.

2

Я расту, я меняюсь.

Актуализировать представления о подростковом возрасте как особом этапе в жизни человека; развивать умение видеть причины изменений в своем физическом и эмоциональном состоянии, понимать временный характер их негативных проявлений, стремление научиться управлять своими эмоциями и поведением; помочь осмыслить место подросткового возраста в жизни человека.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

3.

Я - «сова» или «жаворонок».

Актуализировать представления о биоритмах человека и связанных с этим индивидуальных особенностях людей; познакомиться с особенностями собственной работоспособности на основе теппинг-теста; отработать умение учитывать индивидуальные особенности при планировании своей деятельности.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

4.

Я - уверенный, неуверенный или грубый?

Развивать умение дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей; формировать убеждения в преимуществах уверенного поведения, стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым; осмыслить полученный опыт.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

5.

Я и моя безопасность.

Актуализировать личный опыт, связанный с типовыми опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением; развивать стремление избегать или минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения; формировать убеждения, что соблюдение принятых правил поведения может являться гарантией безопасности; осмыслить полученный опыт и отработать алгоритм поведения в опасных ситуациях.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

6.

Я и конфликты.

Развивать представления о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала; показать возможность разрешения большинства житейских разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

7.

Я, мои одноклассники и одноклассницы

Актуализировать представления об особенностях привычек, взглядов, вкусов, позиций, поведения, деятельности людей, обусловленных половыми различиями; развивать умение сотрудничать, учитывая эти особенности; осмыслить полученный опыт.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

8.

Я, мои успехи и мои неудачи.

Развивать представления о взаимосвязи личных качеств с жизненными успехами и неудачами людей; формировать убеждения, что успех в учебе и других делах зависит, прежде от труда и упорства; повышать уверенность в своих силах, повышать самооценки.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

9.

Кто я? Какой я?

Развивать представления о многогранности человеческой индивидуальности, умение анализировать и обобщать свой опыт; сравнить собственные представления о себе с представлениями других.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

10.

Я сегодня, я завтра.

Развивать позитивные представления участников об их персональном будущем, убеждения, что человек способен влиять на свое будущее; обобщить полученный опыт, снизить тревожность.

1

Урок-тренинг

Киршаева Т.В.

11.

Итоговое занятие.

Обобщить накопленный опыт взаимодействия, самопознания на тренинге-испытании

1

Урок-тренинг-испытание

Киршаева Т.В.

 

Ожидаемые конечные результаты:

· создать благоприятные условия для раскрытия творческого, социального потенциала участников;

· научить понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей;

· научить способам выхода из конфликтных ситуаций, способам слушания и выражения своих чувств;

· научить навыкам безопасного поведения.