Программа социального тренинга для младших подростков
"Я - это интересно"
Актуальность и научное обоснование
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. "Отрыв" от детства и приближение подростков к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают их от младших школьников. Прежде всего по-иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более и менее спокойный и равномерный характер. В противоположность этому физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям.
Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.
Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.
Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со, своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.
Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.
Обучение в шестом классе у
многих подростков совпадает с началом кризиса переходного возраста. Важнейшей
задачей этого жизненного этапа является поиск себя, узнавание своего Я.
Подросток словно заново знакомится с самим собой, делает открытие, что Я — это
не только внешние характеристики, но и неповторимый внутренний мир с
уникальными мыслями, чувствами, надеждами и желаниями. Основной задачей и
главным интересом человека в этот период является познание самого себя. Анна
Фрейд писала по этому поводу: «Подростки ... считают себя... единственным
предметом, достойным интереса».
Одной из задач тренинговых занятий цикла «Я — это интересно» является помощь
шестикласснику в поисках ответов на главные вопросы о самом себе: кто я, какой
я, каким меня видят другие. Занятия посвящены развитию навыков планирования на
ближайшую и отдаленную перспективу с учетом своих возможностей, умению
минимизировать риск в опасных жизненных ситуациях, конструктивно решать
житейские конфликты. Полученный опыт способствует формированию адекватной самооценки,
снижению тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
Целевая группа программных мероприятий: подростки 11-15 лет
Для реализации мероприятий по программе важны следующие термины:
социальная дезадаптация — использование несовершеннолетним деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации;
становление личности — процесс развития и формирования системы ценностей, личностных смыслов и основанных на них эффективных жизненных стратегий;
самореализация личности — процесс поиска и реализации личностных смыслов и жизненного потенциала;
подросток — несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.
Цель программы: формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.
Задачи:
развить у участников занятий коммуникативные качества; сформировать умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей; сформировать чувства принадлежности несовершеннолетнего к группе; создать безопасную среду для апробации новых форм поведения и самореализации личности; познакомить подростков с новыми формами поведения и с самим собой; обучить участников эффективным стратегиям и способам поведения;
Срок реализации программы: учебный год.
Количество занятий в
неделю: индивидуально
Тематическое планирование:
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Формы работы |
Методическое обеспечение |
Специалист |
1 |
Давайте вспомним. Правила поведения группы. |
Знакомство с участниками занятий, принятие правил работы в группе, создание положительного эмоционального фона. |
1 |
Урок-тренинг |
Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.
Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.
Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.
Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.
Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.
Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.
Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.
Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.
Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.
Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.
Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.
Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.
Программа социального тренинга «Сотрудни-чество», Ивашова А., г. Кириши, 2003.
Родионов А.В. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002.
Родионов А.В. Я и другие. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1 -11 –х классов. – Ярославль, 2001.
Психологичес-кий тренинг с подростками. Л.Ф. Анн. – СПб.: 2003.
|
Киршаева Т.В. |
2 |
Я расту, я меняюсь. |
Актуализировать представления о подростковом возрасте как особом этапе в жизни человека; развивать умение видеть причины изменений в своем физическом и эмоциональном состоянии, понимать временный характер их негативных проявлений, стремление научиться управлять своими эмоциями и поведением; помочь осмыслить место подросткового возраста в жизни человека. |
1 |
Урок-тренинг |
Киршаева Т.В. |
|
3. |
Я - «сова» или «жаворонок». |
Актуализировать представления о биоритмах человека и связанных с этим индивидуальных особенностях людей; познакомиться с особенностями собственной работоспособности на основе теппинг-теста; отработать умение учитывать индивидуальные особенности при планировании своей деятельности. |
1 |
Урок-тренинг |
Киршаева Т.В. |
|
4. |
Я - уверенный, неуверенный или грубый? |
Развивать умение дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей; формировать убеждения в преимуществах уверенного поведения, стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым; осмыслить полученный опыт. |
1 |
Урок-тренинг |
Киршаева Т.В. |
|
5. |
Я и моя безопасность. |
Актуализировать личный опыт, связанный с типовыми опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением; развивать стремление избегать или минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения; формировать убеждения, что соблюдение принятых правил поведения может являться гарантией безопасности; осмыслить полученный опыт и отработать алгоритм поведения в опасных ситуациях. |
1 |
Урок-тренинг |
Киршаева Т.В. |
|
6. |
Я и конфликты. |
Развивать представления о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала; показать возможность разрешения большинства житейских разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов. |
1 |
Урок-тренинг |
Киршаева Т.В. |
|
7. |
Я, мои одноклассники и одноклассницы |
Актуализировать представления об особенностях привычек, взглядов, вкусов, позиций, поведения, деятельности людей, обусловленных половыми различиями; развивать умение сотрудничать, учитывая эти особенности; осмыслить полученный опыт. |
1 |
Урок-тренинг |
Киршаева Т.В. |
|
8. |
Я, мои успехи и мои неудачи. |
Развивать представления о взаимосвязи личных качеств с жизненными успехами и неудачами людей; формировать убеждения, что успех в учебе и других делах зависит, прежде от труда и упорства; повышать уверенность в своих силах, повышать самооценки. |
1 |
Урок-тренинг |
Киршаева Т.В. |
|
9. |
Кто я? Какой я? |
Развивать представления о многогранности человеческой индивидуальности, умение анализировать и обобщать свой опыт; сравнить собственные представления о себе с представлениями других. |
1 |
Урок-тренинг |
Киршаева Т.В. |
|
10. |
Я сегодня, я завтра. |
Развивать позитивные представления участников об их персональном будущем, убеждения, что человек способен влиять на свое будущее; обобщить полученный опыт, снизить тревожность. |
1 |
Урок-тренинг |
Киршаева Т.В. |
|
11. |
Итоговое занятие. |
Обобщить накопленный опыт взаимодействия, самопознания на тренинге-испытании |
1 |
Урок-тренинг-испытание |
Киршаева Т.В. |
Ожидаемые конечные результаты:
· создать благоприятные условия для раскрытия творческого, социального потенциала участников;
· научить понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей;
· научить способам выхода из конфликтных ситуаций, способам слушания и выражения своих чувств;
· научить навыкам безопасного поведения.