Муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 13 имени героя Советского Союза А.П. Маресьева г. Орла
 
Фотографии

Формирование толерантного сознания

    ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

     

     

     

    Д. В. Зенович

    Калужский государственный университет

    им. К.Э. Циолковского, г.Калуга, Россия

     

    Проблема толерантности, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях изучается сравнительно недавно. Первые работы в этом направлении Гордона Оллпорта, Мишеля Борба, Роберта Вантберга и других авторов появляются лишь в середине 90-х годов XX века. Доказательством мирового признания необходимости изучения указанной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности, и приводит международное определение понятия толерантности и противоположное ему – интолерантности.

    Из Декларации следует, что "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могу быть навязаны другим" [1].

    Интолерантность – неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

    Социально-политические особенности российской действительности актуализировали проблему воспитания толерантности у широких слоев населения. В августе 2001 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 629 «О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма в Российском обществе». Эта программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве» [3].

    Как показывает повседневная практика и многочисленные исследования, одной из характерных черт современного общества является рост агрессивности людей. Мобильное и динамичное общество ближайшего будущего требует, чтобы личность обладала умением отстаивать свою точку зрения. Тем не менее, это приводит к появлению противостояния между индивидами, группами, нациями. В массовом сознании возникает агрессия к иной точке зрения. Нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. С точки зрения А.Г. Дмитриева, важнейшей характеристикой демократического государства является толерантность взглядов, суждений людей. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека [2].

    В России изучение проблемы толерантности связано с огромной ролью указанной проблемы в формировании неконфликтного, монолитного общества. Первые работы в этой области появились в начале XXI века в исследованиях ученых МГУ им. М.В.Ломоносова в научно-публицистическом вестнике «Век толерантности».

    Толерантность – уважение, принятие, понимание-признание, потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение. Вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Права человека, мир, демократия – необходимые условия для развития толерантности. В качестве инструментов для оценки развития общества в русле этих ценностей используются основные признаки толерантности: равенство всех людей, взаимное уважение человеческого достоинства, свобода вероисповедания, возможность соблюдать традиции национальной культуры, межгрупповое сотрудничество. Наиболее результативным для развития толерантного общества является формирование толерантности каждого члена общества, формирование социальной компетентности, социальной активности, социальной инициативности и социальной ответственности, особенно у подростков. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим со стороны враждебно настроенных оппонентов. Именно поэтому мы хотели бы рассмотреть проблему формирования толерантности у подростков в современном обществе.

    Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения, которые сформированы в ходе исторического развития человека и способствуют его наиболее гармоничному и равномерному развитию. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы, как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

    Другим фактором формирования толерантной личности считается стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека.

    Человек с высоким уровнем толерантности обладает комплексом поведения, характеризующимся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус. Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию.

    Важную роль в формировании толерантного общества играют образовательные учреждения (как социальный институт), оказывающие непосредственное воздействие на формирование личностных черт и установок поведения подрастающего поколения. Несмотря на то, что общеобразовательные учреждения обладают необходимыми потенциальными возможностями для решения проблемы воспитания учащихся в духе толерантности, эта проблема до сих пор не получила необходимого решения на практике, формирование толерантности проходит стихийно и неэффективно.

    Толерантность, сформированная в школьные годы, является важнейшим условием снижения напряженности в социуме. Следовательно, на систему образования, а в частности, на педагогов ложится серьезная нагрузка по выстраиванию новых отношений в обществе. Школа, семья, средства массовой информации не всегда способствуют формированию у подростков гуманистических ориентиров, готовности к взаимопониманию, взаимодействию, то есть толерантным отношениям.

    Анализ психологической литературы по исследуемой проблеме показывает, что оптимальным для развития толерантного сознания, формирования толерантных установок является подростковый возраст, когда происходит развитие психических процессов, формируется личность ребенка. Рассматриваемый возраст - этап развития подростка, предоставляющий наиболее благоприятные возможности для воспитательной деятельности по активному, целенаправленному формированию, изменению в нужном направлении его физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения. Этот возрастной рубеж характеризуется переходом ребенка в новые социальные условия, он начинает жить по законам взрослого общества, активно формироваться как субъект социальных отношений, нести ответственность за свои поступки, вступать в деловое общение со сверстниками.

    Именно в этот период особо прослеживается полярность психических проявлений: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость. Так, повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении - желанием уединиться; «развязанность» в поведении – застенчивостью; романтизм - цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость - жестокостью.

    В возрасте 13-15 лет происходит формирование мотивационно-ценностной жизненной платформы, собственных взглядов, убеждений, умения оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства других, ответственности за свои поступки. Именно в подростковом возрасте обретаются пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Актуальность данной проблемы мы видим, прежде всего, в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.

    Мышление подростка ещё не сформировано, отличается детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов. Формируется мировоззренческая картина подростка. И все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.

    Учитывая, что толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения, можно сделать вывод о достаточно ранней возможности формирования толерантной личности, так как нравственные ценности приобретаются еще в дошкольном возрасте в процессе социализации и адаптации в современном обществе. Однако, как показывают множественные наблюдения, не все дети достаточно верно принимают данные нормы поведения. Что, естественно, обусловлено ошибочными подходами в воспитании, деструктивным влиянием общества, повышенной агрессивностью и борьбой за выживание в достаточно жестких условиях.

    Все это приводит к формированию деструктивных стереотипов поведения, а ведь именно в это время происходит резкий всплеск гормональной активности, и подросток начинает изменяться физиологически и психологически. В этот период обретаются новые пути и способы взаимодействия с миром, происходит познание нового себя и определяется собственное место в этом мире. Именно подросток наиболее открыт для принятия ценностной информации, помогающей ему в раскрытии волнующих его вопросов бытия.

    Часто в этом возрасте подросток идет по пути наименьшего сопротивления – ищет себе кумира для подражания, становится членом какого-либо религиозного течения, любительского клуба. Это дает возможность достаточно быстро получить целостную мировоззренческую картину с соответствующими целями и способами их достижения. К сожалению, в настоящее время многие подобные организации действуют нелегально и имеют своей целью деструктивное влияние на психику человека для подчинения и управления им.

    В связи с тем, что подростковый возраст является промежуточным между детством и взрослостью, соответственно, с одной стороны, подросток имеет многие характеристики ребенка, в частности, склонен к игре и игровым ситуациям. С другой стороны, ведущая деятельность подростка - общение. В связи с этим, обычно рекомендуется использовать два тренинговых комплекса, один из которых основан на игре, другой – на дискуссиях и обсуждениях. Необходимо выявить наиболее эффективный тренинг толерантности с целью его практического применения в педагогической и психологической работе. Многие психологические службы по всей стране предлагают свои варианты тренингов толерантности в качестве одной из возможных формирующих толерантные отношения деятельностей. Исходя из всего вышесказанного, мы считаем необходимо создание комплекса тренинговых упражнений, направленных на формирование толерантности именно в подростковом возрасте. Наиболее приемлемым полагаем адаптировать данный тренинг под структуру работы в школе. Это связано с тем, что подросток проводит большую часть своего времени в образовательной среде. Кроме того, проведение тренинга в общеобразовательной школе позволит организованно систематически собирать относительно однородную группу, что облегчит сбор наиболее достоверной информации об эффективности тренинга.

    Так, С.Д. Щеколдина в работе «Тренинг толерантности» обобщила имеющийся материал по данной проблеме и представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. По мнению С.Д. Щеколдиной: «... в развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих» [5, с. 57-58]. Как отмечает исследователь: «… социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях с взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу)»[5, с. 57-58].

    В качестве примера мы используем эффективный тренинг толерантности, данный в книге К. Фопеля «Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения». Ниже приведём некоторые из упражнений, показавшиеся нам наиболее адекватными целям нашего исследования и объединяющие в себе игровую среду с серьёзностью подхода к проблеме.

    Тренинг толерантности.

    Перед началом тренинга следует сообщить детям следующие правила:

    -уважительное отношение к участникам игр;

    -уважение к говорящему;

    -обращение друг к другу по именам.

    Упражнение № 1. Знакомство. Приветствие. «Поздоровайся локтями» [4, с. 17]. 10 мин.

    Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

    Попросите участников встать в круг.

    Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

    -каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

    -каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

    -каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;

    -каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).

    Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться как можно с большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

    Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

    Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

    Упражнение № 2. Оценка сплоченности группы. «Считаем до двадцати» [4, с. 128]. 10-20 мин.

    1. Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по всей комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза.

    2. Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до десяти). При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколько игроков одновременно назвали одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.

    3. Если игра никак не ладится, надо подбадривать участников, чтобы они не чувствовали себя слишком напряженно. Возможно, придется время от времени смешить игроков, потому что эта игра очень не проста.

    4. Игра продолжается до тех пор, пока участники получают от нее удовольствие. Часто участники забывают о времени и делают все для того, чтобы добиться успеха.

    На первый взгляд, задание не кажется сложным, но почти никогда не бывает так, чтобы группе сразу удавалось дойти, по крайней мере, до десяти. После каждого провала проходит обсуждение итогов: участники могут снять напряжение и подумать о том, кок решить проблему.

    Упражнение № 3. Соглашение с инициативой других. «Воображаемый мяч»[4, с. 114]. 15 мин.

    Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.

    1. Ознакомление участников с целями игры. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность.

    2. Из участников группы назначается игрок № 1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: « Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга».

    3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть, у второго игрока появится желание покатить игроку № 3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.

    4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.

    5. После игры обсуждаются следующие вопросы:

    а) Как идет в группе совместная работа?

    б) Все ли участники были задействованы в этой игре?

    в) Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный?

    г) Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры?

    д) Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть?

    е) Все ли игроки старались одинаково?

    ж) Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы?

    з) Как можно улучшить совместную работу?

    Упражнение № 4. Наблюдение за собой и другими. «Я тоже» [4, с. 178]. 15 мин.

    Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

    1. Члены группы произвольно рассаживаются на полу или садятся в кружок. В центре комнаты должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре.

    2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.

    3. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях.

    4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.

    5. Игру можно проводить несколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды.

    Замечания: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т. д.

    Упражнение № 5. Повышение самооценки. «Мой вклад»[4, с. 198]. 30 мин.

    Материалы: разноцветные нитки. Количество цветов из расчета – один цвет на четыре человека. От каждого цвета надо отрезать по четыре куска длинной 50 см. Таким образом, каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета.

    1. Членам группы раздаются отрезанные куски ниток. Команду образуют участники, которым достались нити одного цвета. Они начинают связывать узлами свои куски в одну длинную нитку. Каждый раз, когда узел готов, участник, завязавший его, говорит о том, каким может быть его вклад в совместную работу. Речь не обязательно должна идти о данной игре. Участник может порассуждать о своем месте в группе в принципе, отвечаю на следующие вопросы:

    а) Какой опыт принес я с собой в группу?

    б) Что я умею делать?

    в) Как я могу способствовать общей работе?

    Постепенно из отдельных нитей образуется длинная «лента». На выполнение задания отводится 10 минут.

    2. Когда отрезки нитей в маленьких группах уже сделаны, начинается следующий этап игры. Получившиеся «ленты» поочередно связывают между собой. В результате из ниток должен получиться большой круг. Члены группы стоят по кругу, и каждый держит в руке часть пряжи, которая объединяет всех.

    3. Теперь каждый участник рассказывает группе о том, что он хочет внести свою долю в общую работу. Предложения могут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое лояльное отношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие члены группы стараются не повторять уже упомянутые категории.

    4. В заключении тренер обходит круг и отрезает для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» пряжи. Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника. Эффект возможен только тогда, когда различные ресурсы объединяются друг с другом.

    Упражнение № 6. Настройка на группу. «Передача ритма» [4, с. 136]. 10 мин.

    1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.

    2. Участники легко держат друг друга за руки.

    3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

    4. Дается инструкция: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».

    5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.

    6. В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

    Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

    Упражнение № 7. Уважительное отношение к другим. «Круг доверия»[4, с. 218]. 10 мин.

    Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

    1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.

    2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.

    3. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.

    Замечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

    Упражнение № 8. Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого игрока. «Картина» на спине»[4, с. 122]. 10 мин.

    1. Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. В первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.

    2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово заканчивается, нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится 5 минут.

    3. В следующем раунде игроки меняются ролями.

    4. В конце игры партнеры обсуждают следующие вопросы:

    а) Насколько каждый был доволен «художником»?

    б) Удалось ли настроиться на совместную работу?

    в) Какая роль была проще или доставила больше удовольствия?

    Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться «художникам». Игру можно провести, разделив группу на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу, которая по одному слову «записывается» на спинах игроков.

    Упражнение № 9. Акклиматизация в группе. «Мастер»[4, с. 243]. 15 мин.

    Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

    1. Члены группы расходятся по игровому залу. Каждый участник с закрытыми глазами отправляется на поиски Мастера, однако сначала никто не знает, кто из них является Мастером.

    2. Тренер стоит с открытыми глазами и следит за безопасностью участников.

    3. Все члены группы закрывают глаза и начинают движение по комнате. Через минуту тренер кладет одному из участников руку на плечо , не говоря при этом ни слова. Таким образом, он выбирает Мастера. Мастер знает, что все его ищут. У него есть некоторые привилегии: во время игры он может молчать и открывать глаза.

    4. Все идут с закрытыми глазами друг мимо друга, держа руки перед собой ладонями наружу.

    5. Когда два игрока встречаются, они спрашивают друг друга: «Мастер?». Они знают, однако, что Мастер молчит. Поэтому когда какой-нибудь игрок встречает Мастера и задает вопрос, Мастер не отвечает. Игрок, который обнаружил Мастера, может открыть глаза, положить Мастеру руку на плечо и идти за ним. Следующий, нашедший Мастера, в свою очередь открывает глаза и присоединяется к ним и так далее. Все ученики, идущие за Мастером, также должны молчать.

    6. Через некоторое время за Мастером идет толпа учеников. Каждый ученик кладет руку на плечо стоящего перед ним. Игра заканчивается, когда все окажутся в одной цепочке.

    Упражнение № 10. Диагностика достигнутого уровня доверия в группе. «Тест на доверие»[4, с. 244]. 15 мин.

    1. На середину круга ложится какой-либо предмет, например, ваза или книга. Группе объясняется, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым. Каждый должен встать на определенном расстоянии от находящегося в середине круга предмета. Кто встает вплотную к нему, тот тем самым говорит с высокой, по его мнению, степенью доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе, тем больше будет выбранное расстояние.

    2. Тренер просит участников поэкспериментировать с различными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно.

    3. Когда все найдут свои места, тренер предлагает всем оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию.

    4. Теперь каждый кратко объяснит, что хотел выразить своим выбором места. Кроме того, можно комментировать выбранное положение и высказывания других членов группы.

    5. В заключении можно подытожить результаты игры: доверие в группе – не постоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может другого проникнуть доверием. С одной стороны, доверие завоевывается медленно и связано с конкретным опытом. С другой стороны, доверие очень легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. При этом люди часто прибегают к простому средству: не подпускать слишком близко других людей.

    Указанные упражнения были применены нами в работе с подростками в период с 2011 года по 2012 год на базе ГБОУ СОШ № 1985 г. Москвы.

    Целью нашего исследования было создание эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.

    Объект исследования – процесс формирования толерантного поведения детей подросткового возраста (13-15 лет).

    Данные исследования, проведенные на базе ГБОУ СОШ № 1985 г. Москвы, показали, что формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через игру.

    На наш взгляд, формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса должно способствовать более полному пониманию особенностей собственной нации и улучшению межэтнического взаимодействия.